Авто-Авангард: официальный дилер BMWМосква +7 (495) 739-44-44

Олафур Элиассон – Your mobile expectations: BMW H2R project

28 мая состоялась церемония открытия единственной в этом году в Германии персональной выставки исландско-датского художника Олафура Элиассона. Экспозиция демонстрируется с 29 мая по 20 июля 2008 года в Пинакотеке современного искусства и представляет разрабатываемый автором в течение последних трех лет проект 16-го BMW Art Car под названием «Your mobile expectations: BMW H2R project».

Основой для художественной работы Элиассона послужил BMW H2R – гоночный автомобиль с двигателем, работающим на водородном топливе, разработанный специально для достижения рекордов скорости. При его создании инженерами BMW также было уделено большое внимание актуальной проблеме экологической безопасности автомобиля.

Создавая свой Art Cars, Олафур Элиассон заменил внешнюю обшивку прототипа H2R сложной и в то же время хрупкой оболочкой, состоящей из двух лежащих один над другим блестящих металлических каркасов, протянутых в виде сетки над кузовом и покрытых несколькими слоями льда. Тем самым Элиассон превращает объект передовой автомобильной технологии и промышленного дизайна в своеобразное произведение искусства, которое поэтично затрагивает темы мобильности, недолговечности, возобновляемых источников энергии, а также связи автомобильной промышленности с глобальным потеплением.

Олафур Элиассон, чьи работы представлены сегодня на обзорной выставке в Музее современного искусства и центре «P.S.1» в Нью-Йорке, так объясняет свой замысел создания художественного образа гоночного автомобиля на водородном топливе: «Я искренне надеюсь, что путем слияния искусства, и дизайна, различных общественных и экологических аспектов мне удается внести вклад в изменение нашего мышления, восприятия и опыта, связанных с автомобилями, а также определить место автомобиля во времени и пространстве. Принципиально важным для меня является понимание того, что объекты нельзя рассматривать изолированно. Они являются частью сложных физических связей и взаимодополняющих идей, изменяются в том или ином контексте и зависят от ценностей и ожиданий потребителя. Мои объекты отражают условность вещи и их непостоянство».

Идея этого проекта появилась у Олафура Элиассона в результате поиска ответов на вопросы: «Как им образом можно донести смысл того, что все наши поступки имеют глобальные последствия для всего мира? Можем ли мы, потребители и создатели транспортных средств, пойти другим путем? Каким образом мы можем повлиять на автомобиль как на объект?»

Трансформация автомобиля H2R, выполненная Олафуром Элиассоном, – это художественная работа, несущая в себе вполне определенное содержание и приметы времени; это эффектная провокация, которая поднимает вопрос сильного влияния искусства и дизайна на современную жизнь.

«Традиционный дизайн преподносит автомобиль как желанный объект, как статусную вещь, почти как фетиш, лишая его при этом связи с окружающим миром и временем. В автодизайне рентабельность передвижения стоит на первом месте. Этому необходимо что-то противопоставить. Я считаю, что нам следует направить усилия на использование параметра времени в качестве основного источника наших экспериментов. Только тогда реальность станет «временной». Все это позволит нам установить взаимозависимость между автомобилем и вождением, с одной стороны, и человеком – с другой».

Для поддержания и сохранения ледяной оболочки автомобиль демонстрируется холодильной камере. Для постепенного создания хрупких слоев льда над рамой автомобиля разбрызгивается около 2000 литров воды в течение нескольких дней. Эта скульптура имеет высоту примерно 1,5 м, длину 5,25 м и ширину 2,5 м. Для освещения скульптуры использован моночастотный пучок света, делающий акцент на ледяной части конструкции, на постоянной чередующейся смене циклов таяния и замораживания.

Благодаря скульптурам и неповторимой атмосфере пространственных инсталляций, созданных Элиассоном, становятся интуитивно познаваемы условия возникновения, энергетические возможности использования и красота природных явлений. Причем их картина становится полной только в восприятии наблюдателя.